Разделы


7 апр. 2013 г.

Несколько расхожих легенд об израильских политиках в прошлом и настоящем

Фото: Compro-mat.com
Легенды, национальная мифология, являются неотъемлемой частью народной культуры. И в этом нет ничего плохого, пока использование легенд не работает на продвижение определённой идеологической константы.

В таком случае, действие мифологии становится контрпродуктивным. Ибо вместо реальных политиков, занимавшихся реальными делами, мы получаем некий лакированный образок, куклу, идола.

Возьмём несколько самых известных примеров.

Первый – отставка Ицхака Рабина с премьер-министра в 1977 году. Самая распространённая версия – публикация Дана Маргалита о счёте Леи Рабин в американском банке.

Счёт был старым, со времён, когда Ицхак Рабин был послом Израиля в США. Юридический советник правительства Аарон Барак пришёл к выводу, что если и было нарушение, то лишь со стороны Леи, а Ицхак чист, аки агнец. Но старый вояка Рабин решил не прятаться за спиной жены, взял всю ответственность на себя и ушёл в отставку.

Легенда, надо признать, красивая. Более того, основана на реальных фактах. Действительно, была публикация Дана Маргалита, и был счёт Леи Рабин в американском банке. Вот только первое правительство Рабина ушло в отставку по совершенно другой причине. Отставка из-за какого-то забытого счёта? Как сказала бы героиня фильма «Покровские ворота»: «Это мелко!»

Рабин знал, что стоит ему отказаться от власти, собственные «товарищи по партии»сожрут его с потрохами. Что, впоследствии и случилось. Так в чём же причина отставки?
Израиль ждал прибытие новой партии американских самолётов. Торжественное мероприятие, посвящённое прибытию эскадрильи, было назначено на пятницу.

По каким-то причинам, самолёты задержались в пути, и церемония началась после наступления шабата. Возмущённые депутаты от «Агудат Исраэль» выдвинули вотум недоверия. Входивший в правительственную коалицию МАФДАЛ, по понятным причинам, воздержался и правительство пало. Так ушло в отставку правительство Рабина, и были назначены досрочные выборы. Хотя легенда о «счёте Леи и личной порядочности Ицхака» выглядит куда красивее.

Вторая красивая легенда – уход в 1983 году Менахема Бегина со словами: «Я больше не могу». Бегина замучили видения погибших в операции «Мир Галилее» израильских солдат и он ушёл в отставку.

Я ни в коем случае не умаляю моральных качеств Бегина, но политик, а тем более глава правительства важен тем, что способен принимать тяжёлые, но ответственные решения. Бегин был таким, доказав это, приняв целый ряд судьбоносных, хоть и спорных, решений: уход с Синая, аннексия Голанских высот, проведение операций «Литани» и «Мир Галилее» (позднее названных Ливанской войной), бомбардировка иракского атомного реактора, денежная реформа и многое другое.

Но и у ухода в отставку Бегина есть совершенно другое, реальное объяснение. Бегин ещё задолго до прихода к власти заявил, что уйдёт в отставку в 70 лет. Понятно, что в Израиле – это возраст расцвета политика. Но Бегин реально оценивал своё состояние здоровья, да и сам был уверен, что у любого человека после 70 лет мозги работают по-другому.

Поэтому в 1983 году, после новой победы на выборах, Бегин уходит с поста премьер-министра и вообще из политической жизни. Когда его упрашивали остаться (всем хотелось избежать крупной свары между Ицхаком Шамиром и Давидом Леви), Бегин извинился и честно ответил: «Я больше не могу».

Ну и напоследок, третья бытующая легенда о самом правом израильском политике – Биньямине Нетаньягу. Он едва ли единственный, решившийся бросить вызов Ариэлю Шарону и проголосовавший против эвакуации еврейских населённых пунктов из Сектора Газа и Северной Самарии.

От себя замечу, что существование этой легенды тем более странно, что всё это происходило на глазах нынешнего поколения избирателей, а большинство действующих лиц того времени всё ещё находится у власти. Но пропагандисты Нетаньягу, как видим, не зря свой хлеб едят.

Реальный шанс остановить принятие так называемого «плана размежевания» был только на уровне правительства. На референдум в Ликуде Шарону было искренне наплевать. В этой партии он исполнял только те решения, которые нравились ему лично. На голосование в Кнессете тоже надежды было мало – там было гарантированное большинство у сторонников «плана размежевания», благодаря левым и арабским спискам.

В правительстве было большинство в один голос у противников этого плана. Шарон легко решил и эту проблему – уволил из правительства Либермана и Эйлона. Так образовалось большинство «за»во всё тот же один голос. Вот здесь и наступил звёздный час Нетаньяху. Он мог проголосовать против, тем самым сорвав план Шарона и навсегда обеспечить себе звание настоящего лидера право-либерального лагеря.

Конечно, при этом он бы наверняка потерял пост министра финансов и вообще место в правительстве. Но игра стоила свеч, ибо одним поднятием руки Нетаньягу создавал себе незыблемый авторитет правого политика. Вместо этого, Нетаньягу поддержал Шарона обеспечив себе репутацию… Не важно кого. Как говорится, не будем о грустном.

Тем более, что немного позже Нетаньягу всё равно потерял пост главы Минфина и вылетел из правительства. Шарон в нём больше не нуждался. Конечно, позднее, в Кнессете, Нетаньяху проголосовал против «плана размежевания», но смысла это не имело по причинам, указанным выше.

Так что, наслаждаясь легендами, не стоит забывать об исторической правде. Это помогает реально оценивать текущие события.

Автор: Ростислав Гольцман

Оригинал этого материала: http://9tv.co.il/news/2013/04/07/148579.html

Комментариев нет: